morbox.ru > Россия > Гидроавиатранспорт "Орлица"

Гидроавиатранспорт "Орлица"

Гидроавиатранспорт "Орлица"

Описание, история создания и службы

  К началу 20-го века в условиях повышенной боевой активности морская авиация уже не ограничивалась одной только разведкой: круг ее боевых задач стал неуклонно расширяться, потребовались авианесущие корабли. Какими же представлялись они специалистам тех лет?

    Здесь были возможны разные решения в зависимости от того, для каких аэропланов    предназначался авианесущий корабль — для сухопутных с колесным шасси или для гидросамолетов. В первом случае требовался авианосец, способный выполнять все три основные функции аэродрома; служить для взлета и посадки, быть местом хранения самолетов и обеспечивать их ремонт и обслуживание. Во втором был нужен корабль, способный выполнять только две функции: хранение и обслуживание машин: взлет же и посадка выполнялись с водной поверхности. Такие корабли назывались тогда по-разному: гидрокрейсер, авиатранспорт или авиаматка.  Накануне первой мировой войны   авианесущие корабли второго типа представлялись наиболее простым, быстрым и дешевым решением новых задач морской авиации.

   Первым из них стала «Орлица», вступившая в строй Балтийского флота в феврале 1915 года. Переоборудованная из парохода «Императрица Александра», она имела на верхней палубе два ангара, вмещавших по два гидросамолета; еще один аппарат находился в разобранном виде в трюме. На корабле имелись необходимые для самолетов запасы авиабомб, бензина и масла, а также сласарная, сборочная, моторная и деревообделочная мастерские. Самолеты спускали на воду и поднимали на борт с помощью двух стрел и электромоторов. Над машинным и котельным отделениями была натянута сеть для защиты палубы от вражеских авиабомб. Осенью 1915 года немцы стали широко применять для бомбардировки с воздуха гидроаэропланы, и вот тут-то «Орлица» проявила в полной мере свои боевые возможности. 25 сентября этот корабль обеспечивал прикрытие с воздуха русских кораблей, которые поддерживали с моря действия сухопутных войск, обстреливая немецкие укрепления в районе мыса Рагоцем.  Месяц спустя «Орлица» прикрывала высадку десанта на оккупированном  немцами курляндском побережье в нескольких километрах от Домеснеса. Высадившись при поддержке огня миноносцев, этот десант — 490 человек при трех пулеметах — вызвал дезорганизациию немецкого тыла под Ригой, рассеяв вражеский  отряд и уничтожив окопы и укрепления. После выполнения задания десант вернулся на корабли без потерь.
Останется в истории русской морской авиации и 4 июля 1916 года. В этот день линкор «Слава» и два миноносца вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема.  С воздуха операцию русских кораблей прикрывали гидроаэропланы «Орлицы». В 9 часов утра, возвращаясь к своему авиатранспорту на высоте около 1500 м, лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов обнаружили немецкий аэроплан. Сблизившись с противником на 15 м, Петров зашел сзади и открыл пулеметный огонь. От начала боя до падения немецкого самолета в воду прошло всего 5 минут.


   В это время три других гидроаэроплана «Орлицы» сражались с тремя немецкими самолетами. В результате боя был сбит еще один вражеский самолет, который упал в расположении противника. Что касается аэроплана, сбитого Петровым, то он при падении скапотировал, и оба немецких летчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолетом и, несмотря на огонь немецких 152-мм береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения  миноносец снял с самолета пулемет и некоторые приборы.


   Из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырех машин, посланной уничтожить «Орлицу» с ее самолетами, прикрывавшими с воздуха русские корабли. Такое задание свидетельствует о том, что первый русский авиатранспорт крепко досадил немцам на Балтийском море.

 

Названия и даты

Название Место постройки

Дата  закладки

Дата  спуска

Вступил  в строй

Дальнейшая судьба
"Орлица" Переоборудован из парохода "Императрица Александра"

-

1903г.

1915г.

-

 

Тактико-технические характеристики

Размеры

Водоизмещение:

3800 т

Длина:

91,5 м

Ширина:

12,2 м

Осадка:

н.д.

Длина лётной палубы:

н.д.

Ширина лётной палубы:

н.д.

Силовая установка

Тип:

Паровые машины

Количество валов:

1

Мощность:

 2200л.с.

Скорость, дальность плавания

Скорость:

12 узл.

Дальность плавания:

н.д.

Вооружение

  • 8 75-мм орудий
  • 2 пулемета
  • 5 гидроаэропланов (4 в собранном виде в ангарах и 1 в разобранном виде в трюме).

Прочие сведения

Команда:

н.д.



Гидроавиатранспорт "Орлица"
Гидроавиатранспорт "Орлица"



Гидроавиатранспорт "Орлица"
Гидроавиатранспорт "Орлица"