morbox.ru » Подводные лодки » Россия » Атомная подводная лодка "Лира"

Австралия
Бразилия
Германия
Испания
Канада
Россия
Тайланд
Швеция
Аргентина
Великобритания
Индия
Италия
Перу
США
Франция
Япония
Великобритания
Россия
США
Австралия
Германия
Испания
Малайзия
Россия
Франция
Великобритания
Дания
Канада
Нидерланды
Тайвань
Южн. Африка
Германия
Италия
Россия
США
Реклама

 
Атомная подводная лодка "Лира"
 

Атомные подводные лодки

пр. 705, 705К ("Лира")

 

Описание, история создания и службы

В 1957 г. Советский ВМФ сформулировал требования по 1500-тонной подводной лодке - "перехватчику", способной развивать скорость до 40 узл. Замысел был такой: американские авианосные соединения будут обнаруживаться средствами радиолокации, а подводные лодки-перехватчики будут направляться им на встречу. Такая концепция требовала очень скоростные подводные лодки, которые могли бы появляться в заданных районах прежде чем имеющиеся данные о нахождении врага оказались бы слишком старыми. СКБ-193 ("Малахит") предложило для реализации этих требований оригинальную идею.

Скорость подводной лодки определяется двумя главными факторами - смачиваемой площадью корпуса и мощностью энергетической установки. Уменьшение смачиваемой площади корпуса ведёт к уменьшению размеров корпуса лодки. А необходимость уместить большую мощность в малых объёмах требует очень компактный и в то же время мощный реактор.

Оригинальность состояла в том что предлагалось организовать обслуживание лодок наподобие самолётов-перехватчиков - т.е. лодки находились бы в базах под постоянным наблюдением обслуживающих команд, а экипажи находились бы поблизости в постоянной готовности к выходу в море. После возвращения из похода, лодки снова переходили бы в руки техников, а экипажи размещались на берегу в ожидании нового выхода.

Все устройства выполнялись как можно меньших габаритов. Энергетическая установка была полностью автоматизирована, реактор с жидко-металлическим теплоносителем был выбран потому что позволял обеспечить большую мощность при компактных размерах. Экипаж составлял 15-17 человек при высочайшем уровне автоматизации и всвязи со сложностью конструкции состоял только из офицеров.

Но на этом особенности не заканчивались. Толщина прочного корпуса, необходимая согласно конструкции, была слишком большой, что делало её недопустимо тяжёлой. Использование стали возможным не представлялось.

Максимальная глубина погружения лодки имела очень важное значение из-за её большой скорости. На больших скоростях лодка могла попасть на очень большую глубину прежде чем экипаж смог бы выправить ситуацию. Поэтому для обеспечения безопасности корпус должен был быть очень прочным. Кроме того подводная лодка может развить большую скорость при движении на большой глубине по сравнению движением у поверхности воды.

Проблема с материалом для корпуса была решена путём использования титана. Благодаря своей значительно большей прочности титан позволял снизить толщину стенок и соответственно вес конструкции. Это позволило развить программу, завершившуюся созданием АПЛ пр. 705 - необычайно маленьких и очень скоростных подводных лодок.

Однако ещё предстояло решить проблему с отсутствием технологии по использованию титана в подводном судостроении. Это вызвало значительную задержку с реализацией проекта. Окончательно проект был утверждён в мае 1960г. К 1963г. стало ясно что конструкция недоработана, что вызвало смену главного конструктора - А.Б. Петров был сменён М.Г.Русановым, который перепроектировал лодку: водоизмещение выросло до 2300т., количество отсеков увеличено с 3-х до 6-ти, а экипаж удвоен.

Лодки оснащались атомной установкой типа БМ-40А (или ОК-550) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт. В качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута (температура кипения - 1.679 °С). Применение жидкого металла в качестве теплоносителя позволяло держать низкое давление в первом контуре, что исключало переопрессовку 1-го контура, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу. Специфика заключалась в том, что существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли класса "Альфа", был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли. К пирсам, где стояли корабли, поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса, подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. реакторы работали на минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к их быстрому износу и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что практически все АПЛ этого класса к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего ЯЭУ этого класса АПЛ получили название - "реакторы одноразового использования". За все время эксплуатации корабельные ЯЭУ с ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет.

После вступления в строй лодки проекта 705 часто становились источником проблем: выходила из строя сложная автоматика, происходили аварии на реакторах. Эти корабли также не пользовались популярностью у экипажей и командования Советского ВМФ: шумные, ненадёжные, плохо вооружённые, с уникальным и трудным в обслуживании оборудованием - они использовались для экспериментов с новым оборудованием и никогда не несли службы на передовых морских рубежах.

Две лодки серии (К-463 и К-493) прошли операцию по замене реакторов с жидкометаллическим теплоносителем на обычные - водяного типа.

В первой половине 1990-х годов все лодки проекта 705 были выведены из состава флота: К-493 использовалась как учебный корабль для подготовки экипажей АПЛ, остальные корабли утилизированы или находятся в ожидании разделки.

По натовской классификации проект 705, 705К "Лира" получил наименование "Alfa" (Альфа).

 

Названия и даты

Название Место постройки Дата
закладки
Дата
спуска
Вступил
в строй
Дальнейшая судьба

К-377

(бывш. К-47)

Заказ №900

Адмиралтейский завод, г.Санк-Петербург

1965

1967

1972

После опытной эксплуатации разобрана. Кормовая часть (реактор) хранится на острове Ягры в г.Северодвинске. 21.12.94 утвержден проект по захоронению кормовой части в Гремихе (сухой способ)

К-316

Заказ №905

Адмиралтейский завод, г.Санк-Петербург

н.д.

1974

1979

В 1995 г. АПЛ утилизирована на ПО "Севмаш" в г.Северодвинске. Отсек отбуксирован в Сайда-губу.

К-373

Заказ №910

(переименована в Б-373)

Адмиралтейский завод, г.Санк-Петербург

н.д.

1976

1978

Топливо не выгружено. АПЛ находится в Западной Лице (Большая Лопатка)

К-123

Заказ №105

(переименована в Б-123 в 1990г.)

ПО "Севмаш", г.Северодвинск

н.д.

26.12.1976

н.д.

Головная ПЛ северодвинской постройки. Принята в эксплуатацию 26 декабря 1977 г. 8 апреля 1982 г. на К-123 произошла авария, которая закончилась выходом металла из первого контура в отсек и распространением активности. Ремонт занял 9 лет и закончился заменой реакторного отсека. Старый реакторный отсек (блок No.120) находится на отстое в Сайда-губе. АПЛ в эксплуатации до 1996 г. Находится в Западной Лице (Большая Лопатка).

К-432

Заказ №106

ПО "Севмаш", г.Северодвинск н.д. 1978 1982 В 1995 г. утилизирована на ПО "Севмаш" в г.Северодвинске

К-463

Заказ №915

Адмиралтейский завод, г.Санк-Петербург н.д. 1978 1982 АПЛ утилизирована на ПО "Севмаш" в 1994 г. Блок из реакторного отсека и приваренных к нему цистерн плавучести находится на отстое в Сайда-губе. Реактор заполнен 20 тоннами ТРО

К-493

Заказ №107

ПО "Севмаш", г.Северодвинск н.д. 1981 1983 Топливо выгружено. Находится в Западной Лице (Большая Лопатка). Готова к буксировке на ПО "Севмаш".


Тактико-технические характеристики

Размеры

Водоизмещение:

Надводное - 2300 т.

Подводное - 3120 т.

Длина:

81,4 м.
Ширина: 9,5 м.
Осадка: 7,6 м.
Материал корпуса: титановые сплавы

Энергетическая установка

Тип:

Атомная установка типа БМ-40А (или ОК-550) с одним

реактором с жидко-металлическим теплоносителем

Количество валов: 1
Мощность:

Тепловая мощность реактора 155 МВатт.

Мощность турбины (ОК-7) - 47000 л.с.

Турбогенератор (ОК-300) - 2 х 1500 КВт.

Скорость, дальность плавания

Скорость:

надводного хода - 14 узл.

подводная - 43 узл.

Макс. глубина погружения: 750 м.

Автономность:

50 сут. по запасам.

Вооружение

6 х 533 мм носовых ТА

Боезапас - 18 торпед.

Прочие сведения

Команда: 30 чел.
 

Атомная подводная лодка "Лира"
alt


Атомная подводная лодка "Лира"
Атомная подводная лодка "Лира"



Атомная подводная лодка "Лира"
Атомная подводная лодка "Лира"



Атомная подводная лодка "Лира"
Атомная подводная лодка "Лира"



Атомная подводная лодка "Лира"
Атомная подводная лодка "Лира"
 

 
 
 
Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Дания
Израиль
Кувейт
Малайзия
Сингапур
Австралия
Бразилия
Великобритания
Германия
Израиль
Россия
США
Франция
Швеция
Великобритания
Индия
Россия
США
Австралия
Испания
Канада
Норвегия
США
Швеция
Германия
Италия
Нидерланды
Россия
Франция
Реклама

 
 
morbox.ru » Подводные лодки » Россия » Атомная подводная лодка "Лира"

Яндекс цитирования Rambler's Top100