morbox.ru > Россия > Артиллерийский крейсер "Свердлов"

Артиллерийский крейсер "Свердлов"

Артиллерийские крейсера пр. 68-бис класса "Свердлов"

Описание, история создания и службы


В мае 1992г. исполняется 40 лет со дня вступления в строй артиллерийского крейсера «Свердлов» — головного корабля одного из первых послевоенных проектов. Его рождению предшествовала большая работа, длившаяся почти 15 лет. Дело в том, что в качестве корабля-прототипа для крейсеров данной серии (проект получил шифр 68-бис) был выбран легкий, по тогдашней классификации кораблей ВМФ, крейсер пр. 68-к, в свою очередь созданный на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68. Предвоенной программой строительства большого морского и океанского флота (1938— 1942 гг.) к концу 1942 г. предполагалось построить 5 легких крейсеров пр. 68 (всего должны были заложить 17 ед.). Первые четыре корабля этого проекта были заложены в 1939 г., пятый — годом позже.

Окончательно их достроили уже в конце 40-х годов, с учетом опыта войны, по так называемому «откорректированному» проекту 68-к. Главным конструктором проекта 68-к был назначен сначала А. С. Савичев, а с 1947 г. — Н. А. Киселев. Головной — «Чапаев» вошел в состав ВМФ осенью 1949 г. Вскоре были приняты флотом и остальные.
Одновременно с достройкой кораблей предвоенных проектов в эти годы были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже во время проектирования можно было бы максимально учесть и опыт войны, и все то новое, что могли дать послевоенные наука и производство. Оставить флот без крупных кораблей было нельзя, и потому крейсера пр. 68-бис решили строить.

К кораблям этого проекта, разработанного под руководством А. С. Савичева, и относится «Свердлов», положив начало вводу в состав ВМФ большой серии артиллерийских крейсеров. Строительство крейсера под заводским номером О-408 осуществлялось на Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе (в то время — завод № 189 Наркомата судостроительной промышленности). На воду он был спущен 5 июля 1950 г. После достройки на плаву корабль прошел заводские и государственные испытания, а с 29 ноября 1951 г. по 16 января 1952г. в районе о-вов Осмусаар-Пакри, в условиях волнения моря 4—7 баллов — мореходные. 15 мая 1952 г. Комиссия государственной приемки кораблей подписала акт о включении его в состав Военно-Морского Флота.

Что же представляли из себя крейсера пр. 68-бис?
Более «крупные» по своим масса-габаритным характеристикам, нежели корабли типа «Чапаев», они имели водоизмещение: стандартное — 13600 т, нормальное — 15 120 т и полное — 16640 т. При нормальном водоизмещении главные размерения корпуса корабля (по конструктивной ватерлинии) составляли: длина 205 м, ширина 21,2 м, осадка средняя 6,9 м. Запасы топлива, машинного масла, котлозой и питьевой воды, а также про визии обеспечивали кораблю расчетную автономность в 30 суток и дальность плавания на оптимальных экономических ходах до 9 тыс. миль. Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания «полностью сварного корпуса» из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное — цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное — боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса «броневой цитадели», конструктивно сформированной из палубного (броневая — нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая — 100 мм, носового траверза— 120 мм, кормового—100 мм, нижней палубы — 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса — преимущественно продольная — в средней части и поперечная — в его носовой и кормовой оконечностях.

Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр. 68-к. В качестве главного калибра на кораблях пр. 68-бис были применены четыре 152/57 мм/кал, усовершенствованные трехорудийные артустановки МК-5-бис; универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными 100/70 мм/кал, установками СМ-5-1 (с пятого крейсера серии СМ-5-1-бис), а зенитный — шестнадцатью спаренными 37/67 мм/кал, автоматами В-11, позднее замененными на модернизированные — типа В-11-м.

Особенностью крейсеров пр. 68-бис также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 ибашенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры.Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис А».

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя — побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС «Якорь».

Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой
«Зенит-68-бис».

Торпедное вооружение кораблей типа «Свердлов» включало в себя два 53-см пятитрубных наводящихся палубных торпедных аппарата типа «ПТА-53-68-бис», установленных побортно на спардеке, и управляющую ими систему ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис», сопряженную со специальной торпедной радиотехнической станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом. В перегруз крейсер этого проекта мог принять более 100 корабельных мин заграждения или контактных минных защитников. Корабли типа «Свердлов» были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

Корабельная энергетическая установка крейсеров пр. 68-бис в целом не отличалась от энергетической установки кораблей типа «Чапаев». В качестве главных паровых котлов здесь также были использованы шесть вертикальных водотрубоых паровых котлов КВ-68 (по одному в котельном отделении, каждый паропроизводительностью на полном ходу порядка 115000 кг/ч); два главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-7 (суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 118 100 л. с., на заднем — 25270 л. с.).

К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр. 68-бис, флот пополнился лишь 14 крейсерами данного проекта, ставшими после списания линкоров типа «Севастополь» основными кораблями в ядренадводных сил ВМФ. Большая часть крейсеров пр. 68-бис, построенных вскоре после «Свердлова», получила названия либо в честь выдающихся военных деятелей России («Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Александр Невский», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Дмитрий Пожарский»), либо известныхпартийных деятелей («Дзержинский», «Жданов», «Орджоникидзе»), либо по названию городов — «Мурманск» и «Молотовск» (позднее переименован в «Октябрьскую Революцию»). Некоторые корабли этого проекта, чье строительство, начиная с 1956г., сначала было приостановлено, а спустя два года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, прекращено, имели названия: «Владивосток» (бывший «Дмитрий Донской»), «Архангельск» (бывший «Козьма Минин»), «Варяг», «Щербаков», «Кронштадт», «Таллин», «Адмирал Корнилов».

У крейсеров типа «Свердлов», введенных в строй, судьба сложилась по-разному «Орджоникидзе» впоследствии был продан Индонезии и в составе ее ВМС числился под названием «Ириан». «Адмирал Нахимов» (намеченный к перевооружению по пр. 71 с заменой АГК на ЗУР), в 60-х годах был исключен из состава флота после участия в испытаниях первых образцов противокорабельного ракетного оружия. «Дзержинский» переоборудован в соответствии с пр. 70-э.

Научно-техническая революция в военном деле, начавшаяся в ВМФ с середины пятидесятых вскоре потребовала усиления огневых зенитных средств крейсеров типа «Свердлов». Была осуществлена замена части прежних зенитных систем сначала на автоматы В-11-м, а затем дополнительно установили новые системы корабельной МЗА калибра 30 мм. Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиолокационными и радиотехническими средствами. Все это на некоторых крейсерах типа «Свердлов» осуществлялось по проекту 68-а. Два крейсера — «Жданов» и «Адмирал Сенявин» — позже в соответствии с пр. 68-у-1 и68-у-2 были переоборудованы в корабли управления.

До пополнения ВМФ новыми кораблями «океанского, ракетно-ядерного флота» крейсера пр. 68-бис и его вышеуказанные модификации принимали, пока позволяли их технический ресурс и обстановка, активное участие в дальних походах, решая задачи боевой службы. И лучшей памятью им — нашим последним крейсерам «чисто артиллерийского типа» — является нагрудный знак ВМФ «3а дальний поход», где под белоголубым Военно-морским флагом изображен силуэт одного из таких кораблей.

 

 





Названия и даты

Название Место постройки Дата спуска Вступил в строй Сдан на слом (погиб)

"Свердлов"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 05.07.1950 г 15.05.1952 г. 1990 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Дзержинский"

Завод им. А. Марти, Николаев 31.8.1950 г. 18.08.1952 г. 12.10.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

"Орджоникидзе"

Завод им. А. Марти, Ленинград?. 17.09.1950 г 18.08.1952 г 24.01.1963 г. исключен из состава ВМФ СССР Впоследствии под наименованием "Irian" входил в состав ВМС Индонезии, а в 1972 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Жданов"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 27.12.1950 г. 31.12.1952 г в феврале 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Александр Невский"

Завод им. А. Марти, Ленинград. 07.06.1951 г. 31.12.1952 г. 30.05.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

"Адмирал Нахимов"

Завод им. Марти, Николаев. 29.6.1951 г. 27.3.1953 г. в 1961 - 1962 гг. на базе “Главвторчермета” в Севастополе разделан на металл.

"Адмирал Ушаков"

Завод им. А. Марти, Ленинград. 29.6.1952 г. 8.9.1953 г. в 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Адмирал Лазарев"

Завод им. А. Марти, Ленинград. 29.6.1952 г. 30.12.1953 г. в 1991 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Александр Суворов"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 15.05.1952 г. 31.12.1953 г в ноябре 1991 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Адмирал Сенявин"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 22.12.1952г. 30.11.1954 г. в 1992 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Молотовск"

"Северное машиностроительное предприятие", Северодвинск. 25.05.1954 г. 30.11.1954 г. в 1988 - 1990 гг. на базе “Главвторчермета” в Ленинграде разделан на металл.

"Михаил Кутузов"

Завод им. Марти, Николаев. 29.11.1951 г. 30.12.1954г. В период с 1.12.1986 г. по 1989 г. модернизирован и перестроен на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 68 - А, после чего выведен в резерв, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой.

"Дмитрий Пожарский"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 25.06.1953 г. 31.12.1954 г. в 1990 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Мурманск"

"Северное машиностроительное предприятие", Северодвинск. 24.04.1955 г. 22.9.1955 г. в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

"Щербаков"

Завод им. А. Марти, Ленинград. 17.03.1954 г. в строй не вступал ---

"Адмирал Корнилов"

Завод им. Марти, Николаев. 17.03.1954 г. в строй не вступал ---

"Кронштадт"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 11.09.1954 г. в строй не вступал ---

"Таллин"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 28.05.1955 г. в строй не вступал ---

"Варяг"

Завод им. С. Орджоникидзе, Ленинград. 05.06.1956 г. в строй не вступал ---

"Козьма Минин"

Завод им. А. Марти, Ленинград. осень 1953 г в строй не вступал ---

"Дмитрий Донской"

Завод им. А. Марти, Ленинград. осень 1953 г в строй не вступал ---
Кроме перечисленных кораблей, намечались к постройке КРЛ заводские № 631 и № 396, заказы на которые были
аннулированы.

 

Тактико-технические характеристики

Размеры

Водоизмещение:

Полное 16 300 т
Стандартное 13 230 т.

Длина:

210 м
Ширина: 22 м
Осадка: 7,3 м

Cиловая установка

Тип:

Паротурбинная
Количество валов: н.д.
Суммарная мощность: 2х68 500 л.с.
Тип котлов: н.д.
Количество котлов: н.д.
Скорость: Максимальная 33 уз
Экономическая 16 уз
Запас топлива: н.д.

Дальность плавания:

9000 миль

Бронирование

Тип брони:

н.д.
Пояс: 100 мм
Палуба: 50 мм

Башни:

175 мм

Рубка:

130 мм

Вооружение

152 мм/-- кал:

12 - 4х3 (МК - 5 - бис)

100 мм/-- кал:

12 - 6х2 (СМ 5 - 1)
37 мм/-- кал: 32 - 16х2 (В - 11)
Торпедные аппараты: 10 - 2х5-533мм

Прочие сведения

Команда: 1270 чел.


Крейсер "Свердлов" - общий вид
Артиллерийский крейсер "Свердлов"



Крейсер "Александр Суворов"
Артиллерийский крейсер "Свердлов"



Крейсер "Комсомолец"
Артиллерийский крейсер "Свердлов"



Крейсер "Михаил Кутузов"
Артиллерийский крейсер "Свердлов"



Крейсер "Мурманск"
Артиллерийский крейсер "Свердлов"



Крейсер "Александр Невский"
Артиллерийский крейсер "Свердлов"



Зенитные автоматические установки