morbox.ru » Броненосные крейсера » Россия » Линейный корабль "Советский Союз"

Австралия
Бразилия
Германия
Испания
Канада
Россия
Тайланд
Швеция
Аргентина
Великобритания
Индия
Италия
Перу
США
Франция
Япония
Великобритания
Россия
США
Австралия
Германия
Испания
Малайзия
Россия
Франция
Великобритания
Дания
Канада
Нидерланды
Тайвань
Южн. Африка
Германия
Италия
Россия
США
Реклама

 
Линейный корабль "Советский Союз"
 

Линейные корабли класса "Советский Союз"


Описание, история создания и службы

Продолжительное время после окончания первой мировой войны линейные корабли ни в одной стране не строились. Исключение составляла Англия, начавшая в 1922 г. постройку двух линкоров «Нельсон» и «Родней» вопреки позиции ряда своих видных военных теоретиков, в частности II. Скотта и Б. Экуорта, осуждавших Адмиралтейство за его «необоснованную ныне приверженность к линейным кораблям, столь громоздким, трудно охраняемым от атак подводных лодок и весьма дорогостоящим».

Однако совсем отказываться в перспективе от строительства этого класса боевых кораблей морские державы не собирались. Заметная пауза в их строительстве объяснялась, кроме всего прочего, ощутимым ущербом, нанесенным экономике войной. Определенную роль играл и сдерживающий юридический фактор — трактат «Вашингтонской конференции по ограничению вооружений» от 6 февраля 1922 г. Согласно четвертой статье этого документа, который подписали пять стран, «общий тоннаж линейных судов, могущий подлежать замене, не будет превышать: для Соединенных Штатов и Британской империи 525 тыс. т; Франции 125 тыс. т; Италии 175 тыс. т; Японии 315 тыс. т». Трактатом устанавливались также ограничения но водоизмещению—до 35 тыс. т и главному калибру артиллерии—до 16 дюймов (406 мм). На состоявшейся в апреле 1930 г. Лондонской конференции по морским вооружениям се участники обязались в 1931—1936 гг. вообще не спускать на воду новых линейных кораблей. Но, несмотря на это, уже с 1935 г. все морские державы приступили к их проектированию и постройке.

В Германии в 1934 г. заложили линкоры «Шарнгорст» и «Гнейзенау» полным водоизмещением 38900 т с девятью 280-мм орудиями. В 1936 г. приступили к строительству еще более мощных линкоров «Бисмарк» и «Тирпиц» с 380-мм артиллерией главного калибра. К сентябрю 1939 г. в постройке и составе флотов насчитывалось линкоров: в Великобритании—15, Франции—7, США—8, Италии, Германии и Японии — по 4.

Явный крен в сторону надводного военного кораблестроения происходил вопреки опыту первой мировой войны, во время которой подводные лодки уничтожили 11 млн.т грузов торгового флота и 192 боевых корабля, с чем ни в какое сравнение не шли скромные результаты крупных артиллерийских кораблей. Потребовалась еше одна мировая война, чтобы убедиться в преимуществе перед ними подводных лодок и авиации.

Итак, развитие и строительство линкоров в 30-е годы снова набирало темпы. Внедрение новых достижений науки и техники позволило существенно улучшить тактико-технические характеристики вооружения и кораблей в целом. Удалось добиться заметного снижения их массы благодаря размещению нескольких орудий в одной башне, широкому применению электросварки, качественной стали и легких сплавов, а на германских "карманных" линкорах — установкой дизелей в качестве главных машин.

Стало возможным повысить давление в каналах артиллерийских орудий и за счет этого увеличить массу снарядов при той же дальнобойности или получить большую начальную скорость и дальнобойность снарядов при сохранении их массы. Совершенствовании фирмы, увеличение размеров снарядов усилили их мощность и пробивную способность.

Появились более совершенные приборы управления артогнем, позволявшие в автоматизированном режиме рассчитывать элементы движения цели, осуществлять наводку орудий и стрельбу. Повысились качество и точность дальномеров, которые до изобретения радиолокации являлись единственным средством определения дистанции до цели. Посты управления огнем стали размещаться на предельно возможных высотах в так называемых командно-дальномерных постах (КДП). В состав вооружения линкоров включили самолеты - корректировщики с необходимым оборудованием для их взлета и посадки. С учетом возрастающей угрозы с воздуха росла количественно и качественно зенитная артиллерия, было усилено бронирование палуб.

По опыту Ютландского сражения (1911 г.г.), в котором англичане потеряли три линейных корабля от попадания германских снарядов и последующего взрыва боезапаса, британские судостроители на линкорах типа «Нельсон» всячески старались защитить артиллерийские погреба. Появились новые системы двух- и трехслойной бортовой брони (французский «Дюнкерк», итальянский «Литторио»). Броневой пояс стал достигать 55—65% от общей длины корабля. Совершенствовалась система противоминной защиты. Улучшились пропульсивные качества (ходкость) кораблей. Более совершенными становятся турбинные установки.

Увеличение числа оборотов турбин обусловило введение зубчатой передачи па гребной вал.

С учетом зарубежного опыта и взглядов на военное кораблестроение И. Сталина, которому особенно импонировали крупные «престижные» корабли, советские конструкторы в мае 1936 г. приступили к созданию отечественных линкоров. Проекту присвоили номер 23, а головной корабль получил имя «Советский Союз». В соответствии с десятилетней программой кораблестроения, часто называемой «Программой строительства большого флота», к концу 1946 г. планировалось построить 15 линкоров и 15 тяжелых крейсеров, а также десятки кораблей других классов, Разрабатывая «проект 23», конструкторы опирались на практику строительства линкоров типа «Севастополь» и линейных крейсеров типа «Измаил». Изучен был и неосуществленный проект линкора (1916 г.), разработанный в Николаеве.

Проектирование совпало с волной репрессий 1937—1938 гг. Невинно были арестованы и осуждены многие талантливые конструкторы и инженеры-судостроители, в частности начальник конструкторского бюро В. Бжезинский и ответственный исполнитель проекта В. Римскии-Корсаков—авторы эскизного проекта линейного корабля с артиллерией из десяти 305- и двенадцати 130-мм орудий, названного «вредительским». Не избежал той же участи известный конструктор судовых энергетических установок А. Сперанский. Коллектив конструкторов «проекта 23» (В. Ашик, А. Барсуков, Б. Гнесин, В. Горшеиин, Л. Дикодич, В. Ноганов, Л. Тагеев и другие) возглавил Б. Чиликин.

К созданию нового корабля были привлечены видные советские ученые А. Крылов, Ю. Шиманский, П. Панкович, В. Власов. Первоначально срок завершения проектных работ намечался на 15 октября 1937 г. Однако окончательно «проект 23» утвержден постановлением Комитета обороны при СНК СССР только 13 июля 1939 г., когда головной корабль был уже заложен (15.7.1938 г.). Стандартное водоизмещение 59 150 т. Длина 260 м, ширина 38,9 м, средняя осадка 9,27 м.

Главная энергетическая установка включала 3 активно-реактивные турбины и 6 котлов треугольного типа. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л. с. линкор должен был развивать скорость хода 28 уз. Дальность плавпиия экономическим ходом (14 уз)—5580 миль. Штат линкора был утвержден в 1940 г. и предусматривал экипаж в количестве 1292 человек, из них: 66 лиц начсостава, 175 младших командиров и 1051 краснофлотец. Артиллерия главного калибра — девять 406-мм орудий в трех башнях с боекомплектом 100 выстрелов на каждое орудие. Кроме того, предусматривались: двенадцать 152-мм орудий в шести башнях с боекомплектом 170 выстрелов на орудие; двенадцать зенитных 100-мм орудий и сорок 37-мм автоматов (в четырехствольных установках). Авиационное вооружение: четыре самолета КОР-2 (два в ангарах, один—на палубе и один — на кагацульте).

Толщина главного броневого пояса (61—196 шп.) составляла 375—420 мм, палубной брони 100—155 мм. Броневые траверзные переборки из цементированной и гомогенной брони имели толщину 230—365 мм, а барбеты башен главного калибра 425 мм, броня их лобовой стенки — 495 мч. Ошцая протяженность бронирования по длине корабля (в процентах от длины по КBЛ) составляла: цитадель—57,1%, цитадель и кормовая оконечность—66%, цитадель и носовая оконечность—78%.

Непотопляемость корабля обеспечивалась при разрушенной небронированной части корабля и одновременном попадании двух 21-дюймовых торпед в днище или трех торпед в були. Много внимания было уделено качеству и прочности соединения броневых плит различными способами: на заклепках в три ряда в шахматном порядке, на шпонках и т. д. Рассматривалась возможность применения cварки, которая постепенно входила в практику советского и зарубежного кораблестроения (сварные броневые палубы толщиной 12—30 мм германских крейсеров типа Лютцов»).

По результатам проведенной в 1938 г. в Военно-морской академии военной игры с учебной стрельбой на тренировочном стенде считали, что советские корабли «проекта 23» будут иметь преимущества перед зарубежными линкорами. Тогда же был сделан и вывод о «выгодности 85—105-мм калибра для зенитной артиллерии», впоследствии потребовавший существенного уточнения. Опыт войны показал, что общая эффективность огня 37-мм зенитными орудиями по ближним целям часто превосходила эффективность огня оружием универсального калибра (85—105 мм).

Одновременно с проектированием линейных кораблей и даже после закладки головного выполнялись отдельные опытные работы и испытания, направленные на обеспечение высокого качества и надежности боевых и технических средств. Так, для отработки системы противоминной защиты были изготовлены и испытаны (в том числе и фактически подрывались) отсеки размером в одну пятую и вполовину проектных.

Изготовили и проверили на функционирование макет котельного отделения линкора в натуральную величину со всем оборудованием: форсунки котлов, смеситель с эжекторами на линии питания котла, опытная испарительная установка и др.

Экспериментальные исследования ходовых и маневренных качеств проводились на специально построенном катере (КМ-3) с корпусом в одну десятую часть натуральной величины линкора.

Проектировались и испытывались опытные образцы фреоновых холодильных камер, малошумных вентиляторов, автономных насосов для смазки подшипников в водонепроницаемых отсеках. Среди предприятий поставщиков проводился конкурс по созданию общекорабельных систем линейного корабля н ряда приборов, обслуживающих главные и вспомогательные механизмы: газоанализаторов, соленомеров, водомеров-указателей, дифферентометров, дистанционных термометров и др.Учитывая новизну многих образцов вооружения и техники, часть из них до установки на линкор временно размещалась и испытывалась на других крупных кораблях, уже находившихся в составе ф.юга. Для этих целей задействован был и научно-испытательный морской артиллерийский полигон. Влияние газовых струй при стрельбе главным калибром на корпусные конструкции, КДП и оптические приборы проверялось фактической стрельбой на линкоре «Парижская Коммуна» и крейсере «Киров». На крейсере «Красный Кавказ» предусматривалось испытание электрической лебедки для грузовой стрелы, используемой при подъеме самолета. Головной линейный корабль «Советский Союз», зав. № С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. Об этом свидетельствует официальное донесение: «Начальнику Управления кораблестроения РККФ инженеру-флагману 3 ранга т. Горшкову. Настоящим доношу, что 15 июля 1938 г. на заводе имени С. Орджоникидзе заложен л/к «Советский Союз». Уполномоченный УК военинженер 1 ранга Кудзи».

В 1938—1939 гг. на двух других предприятиях заложены еще три линкора: «Советска Украина» (С-352), «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия (С-102). Как это часто бывало и в те годы, руководство судостроительной промышленности и заводов вместе с военпредовским аппаратом стремились как можно скорее, «с опережением графика» отрапортовать Сталину, партии и правительству о столь важном событии, каким действительно является факт закладки самых мощных кораблей советского флота. Между тем оснований дия такого «победного» рапорта не имелось. Многие подготовительные операции, обязательные до начала постройки линкора «Советский Союз», не были завершены, а некоторые из них и не начаты. Отсутствовали рабочие чертежи, не решены вопросы поставки материалов. На Балтийском заводе не хватало кранов для обслуживания стапеля, который также оказался нс полностью готовым. Этими и другими причинами можно объяснить тот факт, что непосредственные работы по постройке головного линкора практически не велись до начала 1939 г.,когда его состояние оценивалось не выше 0,16% от общей технической готовности. Только в первом квартале 1939 г. из конструкторского бюро начали поступать рабочие чертежи, а от металлургических предприятий — необходимый металл. Па стапеле установили наконец два больших крана.

Таким образом, фактически началом строительства линейного корабля «Советский Союз» следует считать не июль 1938 г., а январь 1939 г. Срывы плановых сроков проектирования и строительства линкора во многом объяснялись обстановкой страха и подозрительности в судостроительной промышленности и на флоте, вызванной продолжающимися репрессиями. Возглавлявший в 1938 г. наркомат ВМФ М. Фриновский, никогда не служивший на флоте, долгое время работавший в органах НКВД и ответственный за многие беззакония тех лет, накалял обстановку провокационными докладами в духе бывшего своего грозного ведомства: «Наркомат оборонной промышленности не дал развертывания той производственной базы, которая должна обеспечить строительство большого флота, запланированного на ближайшие годы. Ряд явных срывов сигнализирует о наличии вредительства в строительстве кораблей. Стремление со стороны Главка судпрома, руководителей заводов и цехов замазать существующие недостатки объективно прикрывают вредителей и создают благоприятные условия для маскировки». И далее М. Фриновекий делает категорическое заключение по выполнению плана 1938 г.: «С поставленной Правительством задачей поднять судостроительную промышленность, ликвидировать вредительство, дать флоту качественные корабли в плановом количестве НКОП (замнаркома т. Тевосян), его Главк (начальник т. Редькин) и директора большинства заводов не справились». После такого доклада пострадали многие. Срок завершения строительства головного линкора был перенесен с 1942 па 1943-й. Спуск па воду намечался на середину 1941 г., а начало заводских испытаний—на конец 1942 г. Считалось, что общее время постройки и сдачи флоту «Советского Союза» составит 60 месяцев. Реальность такич сроков вызывала сомнения на фоне опыта строительства значительно меньших линейных кораблей за рубежом (английский «Нельсон» при водоизмещении 33 900 т — 60 мес.; французский «Дюнкерк» — 26 500 т — 53 мем., немецкий «Шарнгорст» — 28000 т —53 мес.). К тому же планируемое оснащение корабля новейшими боевыми и техническими средствами требовало большого времени на монтажно-наладочные работы и испытания, в поставках оборудования и материалов для советского головного линкора участвовало 1203 завода. В свою очередь они имели большое число контрагентов. На судостроительный завод оставалось лишь 35% «участия» в постройке корабля. Ее плановая стоимость составляла 1,18 млрд. руб.

 

Головной и серийные корабли «проекта 23» находились в постройке в разной степени готовности, а конструкторы и специалисты Военно-Морского Флота уже в конце 1939 г. начали проработку улучшенного линкора проекта «23-НУ». Почти полностью был готов предэскизный проект в двух вариантах «1-615» и «1-657».

 

В сравнении с линкорами «проекта 23» предусматривалось утолщение главного броневого пояса па 10 мм. Несколько изменялось бронирование цитадели, палуб, предполагалось более широкое применение сварки.

Начавшаяся война прервала строительство линейных кораблей и работы над проектом «23-НУ». В боевых действиях под Ленинградом применялись 406-мм орудия главного калибра, предназначенные для «Советского Союза», а его броневая сталь использовалась при создании мощных долговременных огневых укреплений. Корпус «Советской Украины» в Николаеве частично удалось уничтожить до оставления города врагу. Остальные линкоры в связи с войной также не достраивались. Материалы и комплектующее оборудование пошли на строительство и ремонт других боевых кораблей.

Богатый опыт проектирования и строительства линкоров был широко использован в дальнейшей практике военного кораблестроения. Повсеместное внедрение электросварки, предварительное макетирование наиболее важных корабельных отсеков с экспериментальным размещением в них систем и приборов, испытания отдельных новых образцов оружия и техники на кораблях, уже находившихся в составе флота, а также многие другие технологические новшества успешно применялись впоследствии при строительстве крупных надводных кораблей и подводных лодок.

Сегодня ряд историков и специалистов флота высказывают сомнения, оправдана ли была постройка в предвоенный период столь дорогостоящих кораблей. Понять их можно. Ведь общая стоимость четырех линкоров достигала почти трети годового бюджета страны в 1940 г. Вряд ли было целесообразным в преддверии войны планировать строительство полутора десятков кораблей-гигантов, если в то время, например, ощущалась острая нехватка тральщиков и десантных кораблей, что подтвердилось в первые же месяцы Великой Отечественной войны.

 

Названия и даты \

Название

Место постройки

Дата
закладки

Дата
спуска

Вступил
в строй

Сдан на слом (погиб)

Всего в предполагалось построить 15 ед. Было заложено 4 ед. Все спущены не были и в строй не вступали

«Советский Союз» (№ С-299)

Ленинград, Балтийский завод

15.07.1938

---

---

---

«Советская Украина» (С-352)

Николаев, Завод им. Марти

31.10.1938

---

---

---

«Советская Белоруссия (С-102)

Молотовск (Северодвинск), Завод им. Молотова

21.12.1939

---

---

---

«Советская Россия» (С-101)

Молотовск (Северодвинск), Завод им. Молотова

21.03.1940

---

---

---


Тактико-технические характеристики

Размеры

Водоизмещение:

Стандартное 59250 т

Полное 65150 т

Длина наибольшая:

269,4 м

Ширина:

38,9 м

Осадка:

10,4 м

Силовая установка

Тип:

трехвальная паротурбинная установка

Количество валов:

3

Суммарная мощность:

201 000 л.с.

при форсировке - 231 000 л.с.

Скорость:

28 уз

при форсировке - 29 уз

Бронирование

Тип брони:

-

Пояс:

420-375 мм

Траверзы:

365-230 мм

Башни главного калибра:

495-230 мм

Рубки:

до 425 мм

Палубы:

25+155+50 мм

Башни среднего калибра:

до 100 мм

Вооружение

406 мм/кал:

9 (3 х 3)

152 мм/кал:

12

100 мм/кал:

12

37 мм/кал:

40

Гидросамолёты:

4 ед.

Прочие сведения

Команда:

1292 человека, из них:

- 66 лиц начсостава

- 175 младших командиров

- 1051 краснофлотец.



"Советский Союз" - схема расположения
Линейный корабль "Советский Союз"



"Советский Союз" - схема бронирования
Линейный корабль "Советский Союз"


 
 
 
Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Дания
Израиль
Кувейт
Малайзия
Сингапур
Австралия
Бразилия
Великобритания
Германия
Израиль
Россия
США
Франция
Швеция
Великобритания
Индия
Россия
США
Австралия
Испания
Канада
Норвегия
США
Швеция
Германия
Италия
Нидерланды
Россия
Франция
Реклама

 
 
morbox.ru » Броненосные крейсера » Россия » Линейный корабль "Советский Союз"

Яндекс цитирования Rambler's Top100